ТОЛЬКО ЧТЕНИЕ ДЕЛАЕТ ВАС ЛИЧНОСТЬЮ! КАК НИ КРУТИ, КНИГИ НАДЁЖНЕЙ ЛЮДЕЙ. ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ КНИГИ, ТЫ УЖЕ НЕ ОДИНОК! КНИГИ - ЭТО ВОЛШЕБНЫЕ МИРЫ! У КАЖДОГО ИЗ НАС БЫЛА ТАКАЯ КНИГА, ПОСЛЕ КОТОРОЙ В НАС ЧТО-ТО МЕНЯЛОСЬ. КНИГА - ЭТО МЕЧТА, КОТОРУЮ ВЫ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ. НЕ ВСЕ ЧИТАТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИДЕРАМИ, НО ВСЕ ЛИДЕРЫ - ЧИТАТЕЛЯМИ. ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ.

понедельник, 26 марта 2018 г.

Советы неравнодушным родителям


Чтение - не мучение!

Сегодня мы привыкли слышать от родителей, что их дети предпочитают компьютерные игры или читать книги в Интернете, нежели традиционные бумажные книги. В нынешнее время для развития детей больше возможностей. Если нужную книгу не нашел в библиотеке, то его можно найти в Интернете. Конечно же, электронную книгу не сравнить с традиционной. Давайте подружим наших детей с книгой...

 научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.


Вот некоторые советы от специалистов: 

·                     Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Советуют каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста; предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса; 
·                     Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. 
·                     Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение; 
·                     Учите чтению с предложением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе; 
·                     Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес. 
·                     Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так. 
·                     Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура. 
·                     Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить своему чаду любовь к книге.


Не такие уж и трудные пункты. Главное – захотеть! Приучить ребенка к чтению – это наша с вами задача, и нужно начинать со своего чада. 

Практический опыт одной неравнодушной мамочки:

Игра в «корешки». Путешествие вглубь языка.

Дети впитывают язык, с удовольствием играют словами, как камушками на морском берегу. Когда морские камни высыхают, они теряют цвет и блеск, становятся тусклыми, похожими на гравий, которым усыпаны дорожки у нас под ногами. Мы не вдумываемся в слова, не слышим их - зачем? Мы взрослые, серьезные люди, нам некогда. Мы умеем спрягать и склонять, успешно обмениваемся информацией - чего же боле? 
Но для детей мир еще новенький, они ближе к началу жизни, и потому им легче разглядеть все изначальное, первородное, исконное. Они такие же природные поэты, какими были наши прапрапредки, творившие язык. И если не отмахиваться от их "почему так?", а поощрять интерес к путешествиям вглубь языка, то у них - и у нас! - откроется замечательный слух к музыке речи, чутье к ее образам. Пыльные камушки не только заиграют красками, но и оживут, пустят корни в почву истории, и на месте затоптанных дорожек поднимется зеленый лес.
Пара словарей, полчаса времени, умение удивляться привычному - вот и все, что нужно для увлекательной игры в «корешки». Мы с Игорьком в этом виде спорта мастера - играйте с нами! 

Итак, все началось четыре года назад дождливым днем на даче. Игорек уныло смотрел в окно, как дергаются от водяных пуль яблоневые листья, и вдруг произнес: – Окно глядит и плачет, как будто глаз! – Так окошко – это и есть глазок, – почти нечаянно сказала я и удивилась собственным словам. Игорек повернулся ко мне и заблестел "окошками": – Как это как это? – затараторил он. – Ну, вспомни, что такое око, очи? "Проглядела инда очи..." Пушкин сработал. – Очи – это глаза по-старинному. – Ну вот! А окошко – это маленькое око, глаз, которым дом смотрит на мир. – Мама, а очки–то, очки! – запрыгал Игорек. – Это ведь тоже глазки! – И те очки, которые в игре! Они, наверное, сначала на игральных костях были! По выражению лица мальчуги я поняла, что он пытается себе представить "игральную кость" – вроде куриной... И поспешила прибавить: – Это твой кубик с точечками – игральная кость, а сами точечки – очки, круглые, как глазки. И тогда Игорек задал свой коронный, коренной вопрос: – А почему "око"? Какой у него корень? Про корень я ему давно рассказала, и ему понравилась идея: корень – то, из чего растет слово! Словари с нами на дачу не ездят, пришлось выскребать ответ из затылка. Ага! Врач-то глазной – окулист! Oculus – "глаз" на латыни. Путь от пятилетнего россиянина к древним римлянам, о которых он тогда еще слыхом не слыхивал, оказался длинным. Возможно, Игорек не все понял, но главное ухватил: – Мы, значит, с римлянами родственники, раз у нас общие корни! За время нашей беседы дождь кончился. Потомок римлян уже намылился шлепать босиком по лужам. Но вдруг застыл. Повернулся ко мне и почти испуганно спросил: – А почему глаз-то "глаз"? Я честно сдалась. Но записала на бумажку, и мы снова потянули за этот корешок, когда вернулись в Москву. Этимологический словарь сообщил нам, что первое значение древнерусского слова "глазък" было "шарик". Точного объяснения на славянской почве, оказывается, лингвисты не нашли и предположили, что славяне позаимствовали "глаз" у древних германцев. "Глаз" – это что-то гладкое и круглое. Немецкое "Glas" – "стекло" выросло из того же корня. В общем, глаз – это просто стеклянный шарик! После этих разговоров дома вокруг нас стали глазастыми. Игорек самостоятельно нашел знакомый корешок в слове "оче-видно", а с моей помощью разобрал на части русский "око-ём", куда более понятный, чем греческий "горизонт". И мы стали при каждом удобном случае расширять лингвистическое пространство, которое наше око могло объять. А случаи так и повалили... 
Ступеньки
В тот день мы с мальчугой карабкались на наш пятый–без–лифта особенно долго – на каждой третьей ступеньке я останавливалась, отрывала руки от тяжеленной сумки и отдувалась. Игорек приплясывал от нетерпения. А не то делал мелкие перебежки вверх-вниз, приговаривая: "Наступаем на ступеньки!" И вдруг застыл. Глаза и рот округлились одновременно. Я поняла: ему открылось что-то грандиозное, и сейчас он мне об этом поведает. 
– Мама! Почему же "СТУПЕНЬКИ", когда надо "наступеньки"? Мы же на них НАСТУПАЕМ. 
– А чем наступаем-то? – корешок потянулся прямо из–под ног. 
– Как – чем? Ногами. 
– Ясно, ногами! А какой частью? 
– Ну... нижней. Подошвой. 
– Вот-вот. Или СТУПНЕЙ, верно? 
– Ой, да! Она СТУПАЕТ, НАСТУПАЕТ, поэтому СТУПНЯ!!! 
– Еще говорят – СТОПА. 
– Смотри–ка, целая лесенка получилась: СТОПА – СТУПНЯ – СТУПАТЬ – СТУПЕНЬКА! – Игорек отсчитал четыре ступеньки вверх. 
Я подхватила сумищу и, с натугой ставя стопы на ступеньки, полезла дальше. 
Дома разговор продолжился. Без сумки мои мысли сместились от гудящих ног в сферы более возвышенные. Я рассказала мальчуге про шаг стиха – стихотворную СТОПУ, мы с ним походили по комнате ямбом, приговаривая: "Люблю грозу в начале мая", – и попрыгали хореем: "Мой веселый звонкий мяч…" 
– Я сначала не понял про эти стопы , – признался Игорек, – а потом, постепенно, услышал, как стихи шагают. 
– Ну-ка, ну-ка, какое слово ты сейчас сказал? ПО–СТЕПЕННО. Не сразу ты допрыгнул до понимания, а дошел по ступенькам. СТЕПЕНЬ – это та же СТУПЕНЬ. 
– А что такое "СТЕПЕНЬ"? 
– Ну, уровень, разряд, а в общем, СТЕПЕНЬ – это та же СТУПЕНЬКА, только мысленная, такая, которую нельзя пощупать. Например, есть ордена первой и второй степени, то есть пониже и повыше, побольше и поменьше значением. О вещах не слишком важных мы так и говорим – ВТОРОСТЕПЕННЫЕ. 
– А очень важные – это ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ? 
– Точно. А вот еще степени: "холодно – прохладно – тепло – жарко". Или: "икринка – малек – рыба". 
– Или "семечко – росток – яблоня – яблоко", – подхватил Игорек. – "Грудной ребенок – дошкольник – школьник – взрослый"! 
Оказалось, что чуть ли не все в мире, да и сам мир бежит вверх и вниз по ступенькам. Игорек разохотился и, когда мои познания исчерпались, побежал за подмогой к книжным полкам. Где стоят словари и какие именно надо нести в подобных случаях, он знал давно. Притащил Даля и этимологический. 
И вскоре мы узнали, что: 
СТЕПЕННАЯ КНИГА – это родословие русских государей от Рюрика до Иоанна Васильевича. 
СТЕПЕННЫЙ – значит относящийся к известной степени, то есть стоящий на некоторой ступени общественной лестницы (тут мне пришлось объяснить Игорю, что означает это слово сегодня: "Вот мы сидим с тобой СТЕПЕННО, как солидные люди, читаем словарь"). 
СТЕПЕННЫЙ ГРАЖДАНИН – это чин, установленный в 1846 г. 
СТЕПЕННАЯ ПЕСНЬ – это псалом. 
А потом нашли у наших СТОП и СТУПЕНЕК родственников в других языках (немецкое Stapfe означает "след", английское step – тоже "след" и "шаг") и отыскали общего предка – индоевропейский корень STEP, который и пророс во многие современные языки такими похожими словами. 
– Смотри, уже поздно, вечер наступил, стемнело, спать пора, – я закрыла словарь. 
– НА–СТУП–ИЛ! Слышишь, слышишь? – Игорек захлопал в ладоши от радости. – Вот я НАСТУПАЮ – иду на тебя, и вечер НАСТУПАЕТ, и зима… А вот я ОТСТУПАЮ, – он попятился. – Иду от тебя. Вот порог ПЕРЕСТУПИЛ. Ой, мамочка, а ведь ПРЕСТУПНИК – это который что–то ПЕРЕ–СТУПАЕТ, да? 
– Ну, конечно, это человек, который ПРЕСТУПАЕТ закон. 
– А я – не закон, а порог! Я порожный переступник! Я порожный переступник! 
Юный лингвист запрыгал из комнаты в коридор и обратно. 
– ОСТЕПЕНИСЬ, – в тон ему ответила я, – и СТУПАЙ спать! 
Не знаю уж, по каким ступенькам карабкался он в ту ночь во сне… 

(продолжение следует)


Комментариев нет:

Отправить комментарий