ТОЛЬКО ЧТЕНИЕ ДЕЛАЕТ ВАС ЛИЧНОСТЬЮ! КАК НИ КРУТИ, КНИГИ НАДЁЖНЕЙ ЛЮДЕЙ. ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ КНИГИ, ТЫ УЖЕ НЕ ОДИНОК! КНИГИ - ЭТО ВОЛШЕБНЫЕ МИРЫ! У КАЖДОГО ИЗ НАС БЫЛА ТАКАЯ КНИГА, ПОСЛЕ КОТОРОЙ В НАС ЧТО-ТО МЕНЯЛОСЬ. КНИГА - ЭТО МЕЧТА, КОТОРУЮ ВЫ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ. НЕ ВСЕ ЧИТАТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИДЕРАМИ, НО ВСЕ ЛИДЕРЫ - ЧИТАТЕЛЯМИ. ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ.

понедельник, 26 марта 2018 г.

Пригласим психолога


Проблемы детского чтения

Как бы не старались, иногда нужны советы специалиста по решению проблемы детского чтения. Хочу предложить вам несколько ответов на вопросы, волнующие родителей, кандидата педагогических наук, автора нескольких проектов о чтении и детской литературе, маме троих детей ЕКАТЕРИНЫ АСОНОВОЙ.



1) Что не надо разрешать ребенку читать по возрасту?

Отличная формулировка вопроса со словом «разрешать»! Я бы все разрешила. Запретов хватает — так пусть хоть в чтении свобода будет! Именно так сказала бы: «читать разрешаю», так как возраст — сам по себе ограничение в чтении. То есть, если ребенок что-то читает, то это ему по возрасту. Если ему будет нужно, позже перечитает.

Я бы посмотрела на этот вопрос иначе: есть книги, которые не вписываются в культуру семьи, в которой растет ребенок. Примерно до 13 лет их читать не стоит. В остальном — расслабьтесь и получайте удовольствие от гордости за дитя, читающее сложные книги.


2) Как заинтересовать ребенка 10 лет чтением? 

Настойчиво и оптимистично искать нужную ему книгу, но быть готовым к тому, что ею окажутся «Печные работы» или «Голодные игры».

3) Как делать это эффективно, ведь после 3-4 попыток ребенок может отказаться пробовать дальше?

Это очень важный вопрос. Ответ на него витиеватый: 1. Лучше меньше да лучше, то есть лучше расслабиться и не стараться найти ему книгу прямо и сейчас и в обязательном порядке; 2. Нужно каким-то образом заслужить доверие ребенка и понять его запрос (странно пытаться советовать в ситуации, когда совета не просят). 3. Возможно, эту задачу лучше решит кто-то другой, или есть место (библиотека, магазин, клуб и т.п.), где ребенок с этой задачей справится сам.

Но не читать — тоже право ребенка, и его не так просто принять и уважать.

4) Что предпринять, чтобы ребенок не разочаровался в чтении в подростковый период?

Родителям — расслабиться, ребенка — не грузить. Можно ненавязчиво предлагать, в идеале — варианты поиска, выбора: магазины вроде «Бампера» (детский книжный автобус-клуб-магазин), библиотеки, сайты.

5) Что делать с детскими страхами во время чтения: ребенка что-то пугает в книге, и он отказывается читать дальше?
Имеет право. Это же нормально — испугаться и не хотеть читать дальше. Нужно дать время, понимая, что очень многие взрослые сохраняют эту особенность — эмоционально реагировать на искусство. Я, к примеру, не могу читать «Тихий Дон» — страшно! Самое главное — страх при чтении у ребенка скорее говорит о том, что с эмоциональной сферой у него все в порядке. Научить его надо жить с такой подвижной эмоциональностью — например, научить успокаиваться.

6) Как увлечь детей классикой? Нужно ли специально что-то делать или просто дождаться, когда ребенок сам дозреет до серьезных произведений?

Тут как с овсянкой: только дождаться понимания полезности.

Вообще, чем больше мы доверяем ребенку, тем вернее будет определен его читательский путь. И еще: в чтении художественной литературы нет ничего верного и правильного для всех — тут все строго индивидуально.


7) Некоторым детям читать скучно и неинтересно, не нравится сам процесс. Длинные тексты они вообще не могут одолеть — словно дыхания не хватает. Что делать?

Это нормально, так и должно быть в мире: кому-то тома читать, кому-то слушать, а кому-то руками работать, свои тексты в камне или дереве создавать. Есть люди, которые не любят читать и не испытывают никакого удовольствия от процесса — и мне кажется, что их большинство.

А вообще дети, читая, устают. Это не отговорка. Особенно когда читают то, что задали в школе, а не выбранное самостоятельно. Но и любимую книгу ребенку читать непросто: и физически, и интеллектуально. Если родитель читал в детстве запоем, это не значит, что ребенок будет его копией.


8) Как уберечь детей от одноразовой современной детской литературы? 

Не замечать ее. Литература — не реклама в телевизоре: пока читать не начнешь, вообще никакого вреда принести не может. 

9) Что почитать ребенку в возрасте до 3 лет? 

Самому маленькому гулять и говорить важнее, чем читать. А конкретные книжки полистайте на сайте Папмамбук, там есть тематический поиск по возрастам. 

10) Как совмещать чтение на двух языках? Что делать, если на одном языке ребенок читает сложные книги, а на другом простые? Как не потерять любовь к чтению на родном языке? 

Методом проб и ошибок, поскольку тут все индивидуально. Пока учишься читать на новом языке, вряд ли сможешь читать много сложной литературы на родном, значит — будешь выделять на это время в каникулы. Чаще всего у детей вырабатывается практика использования каждого из языков для разных тем и сфер жизни. 


11) Как читать со школьниками стихи, не заставляя учить наизусть? 

Вслух, с прибаутками, играми, топаньем. Кажется, тут секрет в систематичности, количестве (надо много!), качестве и разнообразии. 

12) Девятилетнему сыну задали на лето прочитать «Белый Бим Черное ухо». Мальчик очень чувствительный, и я боюсь давать ему эту книжку. Точно знаю, что он очень расстроится. Что делать? 

Варианты решений: 1) Читать. В печали, слезах, переживании горя нет ничего плохого. 2) Начать читать и остановиться, если станет чрезмерно тяжело. 3) Плакать и понимать, что это правильно, хорошо и человечно. Выбор за вами. 

13) Дочери 7 лет на лето задали прочитать по списку 41 книгу и написать на каждую рецензию. Ребенок сопротивляется такому причинению добра. Что делать? 
Проигнорировать задание, либо написать только о том, о чем захочется. Поговорить серьезно с учителем и задать ей вопрос: готова ли она сама вместо отпуска написать 41 рецензию? 

14) Как говорить о книгах с детьми, которые утверждают, что им некогда читать? 

Начать с зачина: «Так как тебе некогда читать, разреши, я быстренько сейчас тебе кое-что перескажу…». И помнить, что не читать — тоже право свободного и уважаемого человека, которым и является ваш ребенок! 

15) Как научиться рекомендовать (рекламировать, продвигать) понравившуюся родителю книгу, чтобы читающий подросток перестал сопротивляться и заинтересовался? 

Никак: просто и почти равнодушно говорить, что понравилось (может, с парой деталей), и ставить на полку(!). Сам выберет и почитает. Но! Стоит перевернуть ситуацию: спрашивать совета, что почитать у подростка. Тогда шансы на обсуждение собственных предпочтений повышаются. 

16) Что обязательно нужно прочесть ребенку, помимо того, что предлагает школьная программа? 

У меня нет четкого списка. Если говорить про «нужное чтение для джентльмена», то это все произведения, подарившие человечеству вечные сюжеты. Например, «Приключения Пиноккио», «Алиса в Стране чудес», «Пеппи Длинныйчулок», «Винни Пух», «Приключения Тома Сойера», «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и т.п. Из русских авторов — просто нужно сесть и вспомнить всех, чьи имена вам важно вместе с ребенком сделать общими. 

Если говорить о современной литературе, читайте об этом на сайтах:

Папмамбук http://www.papmambook.ru (портал для читающих родителей)
Библиогид http://bibliogid.ru/(проект Российской государственной детской библиотеки — здесь и о классике можно много интересного найти) и 
Переплет http://vpereplete.org/ (журнал о деткой литературе)
И очень советую сайты библиотеки им. А. Гайдара, издательства «Розовый жираф», «Самокат», «КомпасГид», «Настя и Никита», «Белая ворона». 



Комментариев нет:

Отправить комментарий